Аннотация рабочих программ

АННОТАЦИИ
К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН
В 1-4 КЛАССАХ

УМК «Школа России»

Программы составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования УМК «Школа России».

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Математика»

Авторы: М.И. Моро, Ю.М. Колягин, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова.

Основные цели программы:

- математическое развитие младших школьников;

- освоение начальных математических знаний;

- воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Содержание программы представлено следующими разделами: собственно содержание курса математики в начальной школе, планируемые результаты освоения программы, критерии оценивания, тематическое планирование.

В соответствии с учебным планом школы на изучение данной программы выделено: 132 ч. (1 кл.), 170 ч. (2, 3 кл.), 136 ч. (4 кл.).

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Русский язык»

Авторы: В.Г. Горецкий, В.П. Канакина.

Цели и задачи программы

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

- развитие речи, мышления, воображения школьников;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- овладения умениями правильно писать и читать;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

            Содержание программы представлено следующими разделами: собственно содержание курса русского языка в начальной школе, планируемые результаты освоения программы, критерии оценивания, тематическое планирование.

В соответствии с учебным планом школы на изучение данной программы выделено: 165 ч. (1 кл.), 170 ч. (2-4 кл.).

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Литературное чтение»

Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Цели программы:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением;

- совершенствование всех видов речевой деятельности;

- формирование читательского кругозора;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей;

- воспитание интереса к чтению и книге.

            Содержание программы представлено следующими разделами: собственно содержание курса литературного чтения в начальной школе, планируемые результаты освоения программы, критерии оценивания, тематическое планирование.

В соответствии с учебным планом школы на изучение данной программы выделено: 132 ч. (1 кл.), 136 ч. (2-3 кл.), 102 ч. (4 кл.).

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Окружающий мир»

Автор: А.А. Плешаков.

Цели программы:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного многообразия российского общества.

            Содержание программы представлено следующими разделами: собственно содержание курса окружающего мира в начальной школе, планируемые результаты освоения программы, критерии оценивания, тематическое планирование.

В соответствии с учебным планом школы на изучение данной программы выделено: 66 ч. (1 кл.), 68 ч. (2-4 кл.).

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Изобразительное искусство»

Авторы: Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова.

Цели и задачи программы:

- развитие личности учащихся средствами искусства;

- получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности;

- воспитание интереса к изобразительному искусству;

- развитие воображения, творческого потенциала ребенка;

- овладение элементарной художественной грамотой.

Содержание программы представлено следующими разделами: собственно содержание курса изобразительного искусства в начальной школе, планируемые результаты освоения программы, тематическое планирование.

В соответствии с учебным планом школы на изучение данной программы выделено: 33 ч. (1 кл.), 34 ч. (2-4 кл.).

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Технология»

Авторы: Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова.

Задачи программы:

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

- Формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения;

-овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск необходимой информации.

            Содержание программы представлено следующими разделами: собственно содержание курса технологии (труда) в начальной школе, планируемые результаты освоения программы, тематическое планирование.

В соответствии с учебным планом школы на изучение данной программы выделено: 33 ч. (1 кл.), 34 ч. (2-4 кл.).

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Музыка»

Программа составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и концепции «Преемственность четырехлетней начальной школы в системе непрерывного образования» / Музыка. Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.  C.  Шмагина.

Цель и задачи программы:

– формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников;

- развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

- накопление на основе восприятия музыки тезауруса — интонационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства;

- приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Содержание программы представлено следующими разделами: собственно содержание курса музыки в начальной школе, планируемые результаты освоения программы, тематическое планирование.

В соответствии с учебным планом школы на изучение данной программы выделено: 33 ч. (1 кл.), 34 ч. (2-4 кл.).

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Физическая культура»

Цель и задачи программы:

- формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха;

- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (коорди­национных и кондиционных) способностей;

- выработка представлений об основных видах спорта, сна­рядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

- формирование установки на сохранение и укрепление здо­ровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;

- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в сво­бодное время на основе формирования интересов к определён­ным видам двигательной активности и выявления предраспо­ложенности к тем или иным видам спорта;

- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие раз­витию психических процессов (представления, памяти, мыш­ления и др.) в ходе двигательной деятельности.

            Содержание программы представлено следующими разделами: собственно содержание курса физической культуры в начальной школе, планируемые результаты освоения программы, тематическое планирование.

В соответствии с учебным планом школы на изучение данной программы выделено: 99 ч. (1 кл.), 102 ч. (2-4 кл.).

Аннотация к рабочей программе дисциплины
«Основы религиозных культур и светской этики» (4 класс)

Цель программы - формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

            Содержание программы представлено следующими разделами: собственно содержание курса основы религиозных культур и светской этики в начальной школе, планируемые результаты освоения программы, тематическое планирование.

В соответствии с учебным планом школы на изучение данной программы выделено 34 ч.

 

АННОТАЦИЯ

к рабочим программам по родному   языку (русскому) и литературному чтению на родном языке (на русском)

1-4 класс

УМК «Школа России»

Рабочая программа по родному языку (русскому) и литературному чтению на родном языке (русском) для начальных классов составлена на основе нормативных документов, обозначенных в пояснительной записке программы.

1. Место предметов в структуре основной образовательной программы

Предметы «Родной язык (русский)» и «Литературное чтение на родном языке (русском)» входят в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

2. Цель изучения предмета

Цельюизучения предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» в начальной школе являются:

формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

3. Структура учебного курса

Родной   язык

(русский)

Литературное чтение на родном языке (русском)

Развитие речи

Речевая и   читательская деятельность

 

Фонетика, орфоэпия, графика

Круг детского   чтения

 

Лексика

Литературоведческая пропедевтика

 

Морфемика и морфология

Творческая деятельность

 

Синтаксис

   

Орфография и пунктуация

   

4. Основные образовательные технологии, используемые в преподавании предмета

При изучении используется системно - деятельностный подход к организации познавательной деятельности, проблемное обучение; проектная технология; игровые технологии; диалог культур; информационно-коммуникационные технологии; групповые технологии; технологии оценивания.

5. Требования к результатам освоения предметной области

     Программы курсов «Родной язык (русский)» и «Литературное чтение на родном языке (русском)» обеспечивают достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты:

Обучающийся получит возможность для формирования следующих  личностных УУД:

  • представления о своей этнической принадлежности;
  • развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа – русский язык;
  • представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
  • осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
  • посознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
  • представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;
  • положительного отношения к языковой деятельности;
  • заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
  • понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
  • развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;
  • развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
  • представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.
  • Принимать и сохранять цель и учебную задачу;
  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
  • Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
  • Слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
  • признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
  • представления о своей этнической принадлежности;
  • развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа – русский язык;
  • представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
  • осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
  • посознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
  • представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;
  • положительного отношения к языковой деятельности;
  • заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
  • понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
  • развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;
  • развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
  • представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.
  • Принимать и сохранять цель и учебную задачу;
  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
  • Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
  • Слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
  • признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

            Предметные результаты освоения основных содержательных линий предметов «Родной язык (русский)» и «Литературное чтение на родном языке (русском)» подробно описаны в Программах по этим предметам.

6. Общая трудоёмкость

         На изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»   в начальных классах отводится в 1 полугодии 0,5 ч. на изучение предмета «Родной язык (русский)» и во 2 полугодии 0,5 ч. на изучение предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» в каждом классе.

7. Формы контроля

Система оценки достижений учащихся проводится по пятибалльной системе (в 1 кл. без отметок):

- с помощью контрольно-обобщающих уроков,

- контроль усвоения осознанности чтения материала с помощью пересказа текста;

- проверочные работы, формы итоговой аттестации обучающихся

тестовые задания.

Инструментарий для оценивания результатов:

- самоконтроль, взаимоконтроль;   словесная отметка;   письменная оценка;

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам данной образовательной области употребляются индивидуальная и фронтальная устные проверки, разные письменные работы, а также самостоятельные практические работы с текстами и литературными произведениями, проектные работы.

АННОТАЦИЯ

к рабочим программам по родному   языку (русскому) и литературному чтению на родном языке (на русском)

1-4 класс

УМК «Школа России»

Рабочая программа по родному языку (русскому) и литературному чтению на родном языке (русском) для начальных классов составлена на основе нормативных документов, обозначенных в пояснительной записке программы.

1. Место предметов в структуре основной образовательной программы

Предметы «Родной язык (русский)» и «Литературное чтение на родном языке (русском)» входят в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

2. Цель изучения предмета

Цельюизучения предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» в начальной школе являются:

формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

3. Структура учебного курса

Родной   язык

(русский)

Литературное чтение на родном языке (русском)

Развитие речи

Речевая и   читательская деятельность

 

Фонетика, орфоэпия, графика

Круг детского   чтения

 

Лексика

Литературоведческая пропедевтика

 

Морфемика и морфология

Творческая деятельность

 

Синтаксис

   

Орфография и пунктуация

   

4. Основные образовательные технологии, используемые в преподавании предмета

При изучении используется системно - деятельностный подход к организации познавательной деятельности, проблемное обучение; проектная технология; игровые технологии; диалог культур; информационно-коммуникационные технологии; групповые технологии; технологии оценивания.

5. Требования к результатам освоения предметной области

     Программы курсов «Родной язык (русский)» и «Литературное чтение на родном языке (русском)» обеспечивают достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты:

Обучающийся получит возможность для формирования следующих  личностных УУД:

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

            Предметные результаты освоения основных содержательных линий предметов «Родной язык (русский)» и «Литературное чтение на родном языке (русском)» подробно описаны в Программах по этим предметам.

6. Общая трудоёмкость

         На изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»   в начальных классах отводится в 1 полугодии 0,5 ч. на изучение предмета «Родной язык (русский)» и во 2 полугодии 0,5 ч. на изучение предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» в каждом классе.

7. Формы контроля

Система оценки достижений учащихся проводится по пятибалльной системе (в 1 кл. без отметок):

- с помощью контрольно-обобщающих уроков,

- контроль усвоения осознанности чтения материала с помощью пересказа текста;

- проверочные работы, формы итоговой аттестации обучающихся

тестовые задания.

Инструментарий для оценивания результатов:

- самоконтроль, взаимоконтроль;   словесная отметка;   письменная оценка;

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам данной образовательной области употребляются индивидуальная и фронтальная устные проверки, разные письменные работы, а также самостоятельные практические работы с текстами и литературными произведениями, проектные работы.