Мы и наши права. Элективный курс.
«Мы и наши права»
Элективный курс
Автор:
Учитель истории
МОУ «СОШ № 3»
Наталья Юрьевна Морева
«Мы и наши права»
Пояснительная записка.
Данный элективный курс представляет собой цикл практических занятий, позволяющих дать ученикам более глубокое представление о правах человека, закреплённых в основных международных документах и Конституции РФ, помочь учащимся адаптироваться к условиям современной жизни.
Главная цель данного курса – заинтересовать учащихся правоведческой тематикой, привить им вкус к обсуждению вопросов социальной значимости. Придать личностный смысл одному из основных компонентов гражданственности, а именно представлениям о своих правах (и правах окружающих) в сочетании с обязанностями.
Специфика данного курса состоит в том, что:
1. Он отличается гуманистической направленностью, т.к. способствует развитию у учащихся чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям.
2. Побуждает учащихся к самостоятельной поисковой работе по сбору и систематизации фактов.
3. Занятия строятся с опорой на коммуникативно-речевую деятельность учащихся.
4. Активизируются в комплексе мыслительная и речевая деятельность учащихся.
Существенным моментом в методике работы курса является опора на собственный опыт учащихся, который значительно помогает при обсуждении заявленной на занятии проблемы. Трудность в усвоении некоторых правовых норм компенсируется способностью учащихся конкретизировать эти нормы, живо представлять себе их реализацию в собственной жизненной практике.
Учебно-методический план
№ |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Основное содержание занятия |
1 |
1 |
Вводное |
Деловая игра «Понимание», с помощью которой вводятся основные понятия курса(гражданин, права человека, правовая культура, правовое государство, Конституция, право). Проверяется степень владения этими понятиями. |
2 |
2 |
Идея прав человека в истории человечества |
Показать как человечество пришло к осознанию необходимости формулировки основных прав и свобод человека как на Западе, так и в России. При подготовке занятия использовать самостоятельную работу учащихся при сборе материала, подготовка сообщений, работа в группах с документами на занятии. |
3 |
1 |
Реализация прав человека |
Практическое занятие с международными документами о правах человека. |
4 |
1 |
Право на жизнь |
Ролевая игра в стиле ток-шоу «За и против смертной казни», задача которой подтолкнуть учащихся высказывать своё мнение по заданной проблеме, отстаивать свою точку зрения. |
5 |
2 |
Избирательное право |
Деловая игра «Мы учимся выбирать». В игровой форме учащиеся овладевают основными навыками избирательного права, что поможет им правильно вести себя во взрослой жизни. |
6 |
2 |
Права ребёнка |
Познакомить учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребёнка и законодательства РФ по этому вопросу. Предполагается творческая работа учащихся по сбору материалов периодической печати по проблеме детства в России и оформление этих материалов. |
7 |
2 |
Нарушение и защита прав человека |
Затронуть вопросы глобального нарушения прав человека (геноцид, апартеид, расизм, дискриминация и т.д.) Привести примеры, основываясь на исторических фактах. Остановиться на теме «Права потребителей». Пригласить специалиста Отдела защиты прав потребителей. Основная цель- помочь учащимся правильно поступать в конфликтных ситуациях, учиться отстаивать свои права. |
8 |
1 |
Итоговое занятие |
Подведение итогов. Защита проектов. |