Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Сценарий школьного вечера «Подвигу Ленинграда посвящается…»

Автор: Морева Н.Ю. вкл. .

77

 

Скачать документ

Ведущий:  60-летию полного снятия блокады Ленинградапосвящается.            

                 Звучит фон-ма песни «Священная война».

Ученик:         Война! Жесточе нету слова.

                       Война! Печальней нету слова.

                       Война! Святее нету слова.

                                  В тоске и славе этих лет,

                                   И на устах у нас иного

                                    Ещё не может быть и нет.

Ведущий:   22 июня 1941 года началась одна из самых кровопролитных и жестоких войн в истории нашего народа – Великая Отечественная война. Особое место в ней занимает оборона Ленинграда.

                 Звучит фон-ма « О будущности Ленинграда».

Ученик:       Опять война, опять блокада…

                     А может, нам о них забыть?

                      Я слышу иногда

                      «не надо, не надо раны бередить.

                      Ведь это правда, что устали

                       Мы от рассказов о войне

                      И о блокаде пролистали

                      Стихов достаточно вполне».

                       И может показаться:

                       Правы и убедительны слова.

                       Но даже если это правда,

                        Такая правда – не права!

Ведущий:  Началась блокада:900 долгих дней и ночей. С самого начала она тяжело отразилась на всей жизни ленинградцев. Прежде всего, угрожающее положение сложилось с продовольствием. В осаждённом городе оказалось 2,5 млн. человек, в т.ч. 400 тыс. детей. Что же касается продовольствия, то его было очень мало.

Ведущий: Чтобы выстоять и победить, выиграть время, необходимо было обеспечить строжайший режим экономии. 2 сентября было осуществлено первое сокращение нормы хлеба с начала введения карточек. Были уменьшены нормы на мясо и крупы.

           Рабочие и ИТР – 600 г хлеба

           Служащие – 400 г

            Иждивенцы и дети – 300 г

Ведущий: Однако уже 11 сентября нормы урезаны

           Рабочие – 500 г

           Служащие и дети – 300 г

           Иждивенцы – 250 г

   Ведущий: С ноября снабжение производилось по самой низкой за всё время блокады норме:

           Рабочие – 250 г

           Остальные – 125 г

                       Стих-ие « Булка»

Ведущий: Голод всё пагубнее действовал на здоровье людей. Порождённая голодом дистрофия, усугублённая отсутствием топлива, обстрелами, косила людей всех возрастов. Бывало так, что человек, везущий на кладбище хоронить близкого человека, сам падал и умирал. Но люди не утратили волю к жизни и победе. Работу больных, умерших выполняли те, кто ещё мог двигаться. Проявлялись коллективизм, товарищество, взаимопомощь.

Ученик: Бессонны ночи, тяжек день любой,

               Но мы забыли, что такое слёзы,

                Что называлось страхом и мольбой,

               Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

               Не поколеблет грохот канонад,

               И если завтра будут баррикады,

               Мы не покинем наших баррикад.

Ученик:  нам пишут: «Будьте стойки, как гранит!»

                Но память этих строк не сохранит.

                Не потому, что стёртые слова,

                 Не потому, что стоптано сравненье,

                 Бывает и осенняя трава

                 В глаза ударит свежестью весенней.

                 Не потому, что к слову здесь мертвы, -

                 Нужней, чем здесь, оно нигде не будет.

                 Но без людей и каменные львы,

                 И мрамор зданий, и гранит Невы

                 Не поднимали б к солнцу головы.

                 О, камни! Будьте стойкими, как люди!

                

                          Фон –ма « Метроном».

Ведущий: город жил и особой, культурной жизнью. Она являлась частью борьбы за город, за победу. Большую роль в жизни города сыграло ленинградское радио.

                          Фон-ма со словами О.Бергольц

Ведущий: в блокадные дни Д. Шостакович создаёт свою знаменитую 7ю симфонию.

                           Звучит фон-ма симфонии (сначала тихо)

Ведущий: шёл 355 дней блокады. На стенах ленинградских домов появились афиши.

         Большой зал филармонии

         Воскресенье 9 августа 1942 года

         Концерт симфонического оркестра

         Дирижёр Карл Ильич Элиасберг

        Шостакович.  Седьмая симфония

         ( в первый раз)

        Посвящается городу Ленинграду.

Ведущий: написанная в блокадном Ленинграде, она  выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает о человеке в небывалую годину его бедствий  и испытаний.

                И когда в знак начала

                 Дирижёрская палочка поднялась,

                 Над краем передним, как гром величаво

                Другая симфония началась, -

                Симфония наших гвардейских пушек,

                 Чтоб враг по городу бить не стал,

                Чтоб город седьмую симфонию слушал…

                           Фон-ма усиливается

                  …и в зале – шквал…

                  …а когда разошлись по квартирам люди

                   Полны высоких и гордых чувств,

                    Бойцы опустили стволы орудий,

                   Защитив от обстрела площадь Искусств.

Ведущий: Таня Савичева. Обычная девочка из блокадного Ленинграда. Девять страничек её дневника, с трудом выведенных обессиленной рукой, стали документом потрясающей силы. На Нюрнбергском процессе над главарями фашистской Германии этот дневник был в ряду обвинительных документов.

Ученик: Эта тонкая тетрадка

               Стоит многих толстых книг.

               Пионерка – ленинградка,

               Потрясает твой дневник.

               Таня Савичева. Таня.

               Ты в сердцах у нас жива.

                Затаив на миг дыханье,

               Слышит мир твои слова.

Ведущий: когда началась война, Таня училась в 3-ем классе 35-ой школы Василеостровского района. На 3-ем этаже на одной из дверей теперь висит табличка: « В этом классе училась Таня Савичева».

Ученик: Ленинград в тисках блокады,

                У ворот лютует враг.

                Рвутся бомбы и снаряды,

                Дует  стужа, давит мрак.

                 От коптилки не согреться,

               И ни крошки, ни глотка.

               И выводит кровью сердце

                На страницах дневника.

Ученик: Лёка умер 17 марта в 8 часов утра. 1942г.

                Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942г.

Ученик: смолк зловещий гром орудий,

                Пронеслась войны гроза,

                Но всё так же память людям

                Смотрит пристально в глаза.

                К солнцу тянется берёзка,

                Пробивается трава.

                А на скорбном Пискарёвском

                Обожгут сердца слова:

Ученик: Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942г.

Ученик: В ту ночь только Таня с измученной мамой

               Осталась в остывшей квартире своей.

               А утром дрожащею детской рукою

               В своём дневнике записала она,

               Что мама…

               А дальше – число.

              Рядом с мамой она записать

              «умерла» не смогла.

Ученик: мама – 13 мая в 7 час. 30 мин. утра. 1942г.

Ученик: будьте бдительными, люди.

               Люди, вслушайтесь в дневник.

                Он звучит сильней орудий,

                Тот безмолвный детский крик.

Ученик: Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

Ученик:  Девчонка руки протянула

                 И головой –

                 На край стола.

                Сначала думали –

                Уснула,

                 А оказалось –

                Умерла…

                 Никто

                 Не обронил ни слова.

                Лишь хрипло,

                 Сквозь метельный стон,

                  Учитель выдавил, что снова

                 Занятья –

                  После похорон.

Ученик: потом умерла и Таня. Она была вместе с другими детьми вывезена из блокадного города в августе 1942г. в Горьковскую область. Умерла в Шатковской больнице в 1944г.

             Хор исполняет песню « Ленинградские мальчишки».

Ведущий: Город мог не выжить в одиночку. Без поддержки Большой земли ему не выстоять. И она пришла, эта поддержка – Дорога жизни.

Ведущий: 22 ноября 1941г. была завершена прокладка первой колеи ледовой трассы. С наступлением темноты выехала автоколонна из 60 машин. Это был первый рейс. Изо дня в день поток машин увеличивался.

Ведущий: ледовая трасса привела гитлеровцев в бешенство. Её обстреливали с самолётов, орудий, но трасса жила, действовала, спасала ленинградцев от голодной смерти.

Ученик: Сквозь шторм и бури, через все преграды,

               Ты, песнь о Ладоге, лети!

               Дорога здесь пробита сквозь блокаду,

                Родней дороги не найти!

 Хор исполняет припев песни « Эх, Ладога».

Ведущий: в конце декабря 1942г. Ставка издала директиву о проведении операции по прорыву блокады Ленинграда. Операция имела условное название «Искра». Началась она 12 января 1943г. в 9.30, а закончилась 18 января 1943г.

Ведущий: блокада прорвана! Ликующие ленинградцы выходили на улицы города. За 20 дней была построена железнодорожная ветка, и по ней 6 февраля пошёл первый состав с продовольствием. Город оживал. Ремонтировались дома, открывали свои двери учебные заведения. Люди вновь улыбались.

Ведущий: а через год, 27 января 1944г. блокада была снята окончательно. Кончился кошмар арт. Обстрелов, окончательно отступили голод и холод.

Ведущий: день 27 января стал историческим. Ленинград перестал быть фронтом, враг уже не держал его на прицеле своих орудий.

Ведущий: вечером на гранитных берегах Невы прогремели 24 залпа из 324 орудий. Радостные ленинградцы заполнили улицы, площади, набережные. Народ славил армию, армия славила народ, а вместе – единство армии и народа, позволившее выстоять и победить.

Ведущий:    сегодня в городе салют.

                     Ракеты в воздухе горячем

                      Цветами пёстрыми цветут,

                     А ленинградцы тихо плачут.

                     Не успокаивать пока,

                      Не утешать людей не надо.

                      Их радость слишком велика –

                     Гремит салют над Ленинградом.

                     Их радость велика…

                      Но боль…заговорила и прорвалась.

                      На это праздничный салют

                      Пол – Ленинграда не поднялось.

                      Рыдают люди и поют.

                      И глаз заплаканных не прячут…

                      Сегодня в городе салют.

                       Сегодня ленинградцы плачут.

Ведущий:  Светом благодарной памяти, светом любви нашей, скорби нашей пусть озарятся священные имена погибших. Вспомним всех, кто выстоял и победил в те суровые годы Ленинградской блокады. Вспомним всех, кто жил, сражался, работал в ледяном, промёрзшем, голодном Ленинграде, кто не дошёл до Победы, кто не дожил до сегодняшнего дня.

          Фон – ма песни «Журавли».

          Хореографическая композиция со свечами.

Ведущий: искорка души всех защитников Ленинграда – в отблеске этих свечей. Стук их сердец – в голосе Ленинградского метронома. Их светлая память – минута молчания.

            Наступает минута молчания.

Ведущий:     Слава тем, которые в сраженьях

                       Отстояли берега Невы.

                       Ленинград, не знавший пораженья,

                      Новым светом озарили вы.

                       Слава тебе, великий город,

                       Сливший воедино фронт и тыл.

                       В небывалых трудностях который

                                  выстоял

                                          сражался

                                                победил.

Включается фон –ма песни «День победы».